Наша фотосессия. Часть 1 ВЗГЛЯД С ТОЙ СТОРОНЫ ОБЪЕКТИВА (рассказывает Павел Шубин) Периодически на форумах, публиках, каналах можно встретить обсуждение старых портретных фотографий, сделанных еще на стеклянных пластинках в очень далеком XIX веке. Обычно кто-то публикует какой-нибудь старый портрет, и вот, после восторгов начинается поиск секретов старых фотомастеров. Кто напирает на благородное пленочное зерно, кто на особенности работы со старыми фотоаппаратами с растяжными мехами и предварительной фокусировки по матовому стеклу, кто даже на ушедшую натуру – девушек, что были результатом своего времени, с въевшимися в привычку манерами себя держать и одеваться. Листая старый (конца 19 века!) справочник по портретной фотосъемке, было принято, возможно, дерзкое решение: повторить приемы мастеров тех годов. Решив, что девушки с тех пор если и изменились, то только к лучшему, решено остановиться на технической стороне дела, изучив их приемы. Для начала, пришлось избавиться плотно засевшего образа, сформированного современными фильмами – фотографов, ярко освещающих людей в павильоне магниевой фотовспышкой. Почему-то эффект сгорания магния очень понравился режиссёрам. Нет, старые фотографы в павильонах старались не использовать даже прямой солнечный свет, работая с мягким освещением, для чего использовались занавески и шторки. Идея сформировалась. Теперь нужно было найти подходящую студию и моделей для съемки. Стоило мне озвучить идею о поисках студии, как я сразу получил множество советов. Чтобы никого не обидеть решил попробовать найти студию самостоятельно. Ключевым решением оказалось наличие в студии возможности проката вечерних платьев. С высоты мужских представлений о женской одежде почему-то казалось, что они ближе всего к платьям, что надевали наши пра-пра-бабушки, выходя в свет. Теперь оставалось дело за моделями. Осторожно поинтересовался у знакомых девушек, не хотят ли они попозировать в подобной фотосессии. Дальше стало понятно, что парни порой явно недооценивают женскую возможность кооперировать в интересных для них делах. Девушки очень быстро объединились в группу, потребовали точное техническое задание на требуемые фотографии, яростно раскритиковали вечерние платья студии и заявили, что сами подберут более подходящий гардероб. К выходному дню, на который был назначен день Ф, начался мандраж. Откуда-то было стойкое впечатление, что без проблем фотосессия не обойдется. Казалось бы не первый десяток лет держу камеру, и это не первая портретная фотосъемка, но все равно, девушек, что должны были приехать с разных концов города, везя сумки с платьями, расстраивать не хотелось. Что же может пойти не так? Откажет фотоаппарат (было дело)? Разобью объектив (увы и так было)? Сядет аккумулятор, закончиться флешка? Из студии скажут, что бронь не прошла? Девушки опоздают к концу оплаченной брони? Запасной цифровой зеркалки Canon нет, пусть резервом будет пленочная зеркалка Canon (другой все равно нет). В сумку упаковал все наличные объективы. Если ронять сумку с объективами, то со всеми. Может, что и уцелеет. Тем временем из студии подтвердили, что деньги прошли. Сообщили, что они очень удачно расположены. Относительно недалеко от метро и в цехах старого электрозавода, так что добраться до них просто. В доказательство даже прислали видео. По нему нужно было пройти проходную, выйти в заводскую анфиладу коридоров, найти там красную трубу из которой идет пар, зайти в небольшую дверь, там подняться на один этаж, найти лифт на котором подняться на четвертый этаж, после спустится на этаж ниже, повернуть направо, еще раз направо и вот вы уже у цели. Ну почти. Нужно еще коридор пройти. Действительно, просто. Часть прекрасных дам не успевали к началу, часть успевали только к завершению. В любом случае было решено сфотографировать всех, кто подъедет, даже если пришлось бы доплачивать или бронировать другую студию. Начало первого оплаченного часа студии было встречено в гордом одиночестве. Слишком многие успевали подъехать только к следующему часу. Но студия была хороша. Особенно хорошими были огромные панорамные окна, оставшиеся от заводских времен и мобильные отражатели большой площади. Причем площадь освещенной части окна можно было регулировать плотными шторами. То, что нужно. Студию от простоя спасла Вика, прибывшая первой, почти без помощи продравшись через лабиринт заводских коридоров, более того, захватившей и запасную цифровую камеру. Войдя в студию, она оглянулось, нашла самый интересный объект и радостно объявила – какая замечательная кровать! Почему-то среди достаточно богатого оформления, внимание привлекла именно она. Создатели студии явно старались ее оформить в неком винтажном стиле. Результат получился спорным. До конца не было понятно, перешли ли или нет на уровень излишнего пафоса. В общем, обстановка студии одновременно напоминала как о французской аристократии восемнадцатого века, так и о новой русской из самого конца века двадцатого. В результате, дорогой диван, обитый красным бархатом, на изогнутых ножках удачно подошел для хранения вещей и сумок, кровать с камином тоже оставлена за кадром, а в качестве фона лучше всего подошла обычная белая стена. Все строго по Ержемскому (автор вышеупомянутого справочника): «Задний фон не должен отвлекать от самой модели». Из всего гарнитура студии в кадр разрешили попасть только стулу и столику с вазой. К сожалению, стул явно был рассчитан на профессиональных моделей, которые загоняют себя в некие рамки изнурительной диетой. На фотографа, который изнуряет себя куда меньше, он был рассчитан куда хуже. Жалобно скрипнул под избыточной массой, явно намекая, что может и развалиться при столь непочтительном обращении. Тем временем в студию подходили все новые и новые девушки. Конечно выражая бурный восторг по поводу кровати. Она вообще пользовалась невиданным успехом. Посмотреть на эту кровать даже забегали модели из других студий, где такой замечательной кровати не было. Каждая новая девушка приносила и новое открытие. Маленькой сенсацией стала Алекс которая даже заказала такси, чтобы привести все платья. Звездой ее коллекции оказалось настоящее кимоно начала ХХ века. При входе в студию в новой одежде девушки реально преображались. Каждая встречалась неподдельным вздохом восхищения. Можно прямо утверждать, что некрасивых девушек действительно нет. Есть плохие фотографы. И это хорошо знало и самое первое поколение фотохудожников. Они знали, что их цель просто не испортить настоящую красоту неверными параметрами съемки или ошибками светотени. Им нужно передать то очарование, что дано прекрасной половине человечества от природы. Возможно, только немного подчеркнуть их контуры легкими полутонами, аккуратно скрыв небольшие недостатки или превратив их в изюминки. Собственно и здесь фотограф оказался на вторых ролях. От него потребовалось только правильно выставить экспозицию и фокусировку, то есть просто настроить технику, вся красота снимка это уже заслуга модели, которая даже не видит себя со стороны. Так все и было. И неважно, кто позировал перед камерой. Веселая и грациозная Виктория, заражающая своим душевным спокойствием Александра, импозантная Марина, элегантная Юстина, шикарная Аксана или ироничная Ольга. Все хорошо держались перед камерой, фотограф был нужен только нажимать на спуск. Через пару часов, параметры фотоснимка прямо стали намекать, что земля круглая. Солнце прошло зенит и стало клониться к горизонту. Февральское небо и так было тусклым, а с каждой минутой ситуация по освещению стала все хуже и хуже. Результат - выдержка на фотоснимках стала увеличиваться. Что называется, хотел почувствовать себя фотографом столетней давности? Вот, почувствуй и их проблемы. Слабые по светосиле объективы, небольшая чувствительность фотоматериалов, а в результате - длинные выдержки. Если Викторию еще можно было фотографировать с рук, то потом фотоаппарат занял свое место на штативе, а еще пара часов и трогать его стало опасно для снимка, только через спусковой "тросик". Так что, все действительно стало похоже на фотостудию начала ХХ века. Увы, в таких условиях начались проблемы с моделями. Девушки были настолько замечательные, что не могли сдерживать эмоции. При небольшой выдержке это давало резкий смаз изображения. Даже стал вспоминать про специальные фиксаторы для головы, рекламу которых можно было найти в фотографических журналах тех времён. Впрочем, в текущих реалиях они не так и нужны, сейчас это приводило только к увеличению количества брака. На этом этапе я еще больше проникся уважением к фотохудожникам позапрошлого века. Ведь с одной стороны, они также бились в тех рамках, что давали возможности выдержки, светосилы и чувствительности материалов их камер. Но также у них было куда меньше шансов на ошибку. Хорошие снимки нужно получить в рамках несколько стеклянных пластин. И узнать насколько неудачным получился снимок можно было только после проявки. Последней прибыла Ольга, в студии было уже слишком темно, но она справилась. Параллельно слезно убедили администрацию продлить время за счет задержки в начале фотосессии. И вот, последний общий фотоснимок. И экстренная сборка вещей. Фотосессия закончена. Теперь небольшая обработка и фотографии отправляются на суд тех, кто не так давно позировал перед камерой. Только они могут оценить, насколько хорошо с ними сработал фотограф.